Сайт создан на конструкторе for.ru.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

О создании сайта:

Создан на общественных началах членами общества "ИСТОКИ".

Время работы:

пн.-вс. 10:00-18:00 кроме
понедельника - выходной

Адрес:

г. Бобруйск, проспект Строителей, д. 56

Контактная информация:  Email: anuta_kozlik@mail.ru   &    Сайт создан в декабре 2017 - 

Наши дела и достижения

02. 02. 2022

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЛ

О переиздании  библиографического указателя «Бобруйская крепость.

Встреча с представителями из Минска.

Оборона Минска (Часть 2)

Где мой причал… Из истории речного порта Бобруйска


О переиздании  библиографического указателя «Бобруйская крепость: вчера, сегодня, завтра…».

Светлана Калюта и Татьяна Голубева, члены нашего общества «ИСТОКИ», уже два года вынашивают идею переиздания библиографического указателя «Бобруйская крепость: вчера, сегодня, завтра…». Светлана Калюта - кроме того краевед, экскурсовод, педагог дополнительного образования Центра туризма, краеведения и экскурсий Бобруйска, а Татьяна Голубева - библиотекарь средней школы №25 Бобруйска.

Всем известно, что 2022 год объявлен в Беларуси «Годом исторической памяти», поэтому это очень вдохновило их на выпуск второго издания в 2022 году.

Светлана Калюта и Татьяна Голубева уверены, что библиографический указатель «Бобруйская крепость: вчера, сегодня, завтра…» станет не только подарком городу в этом году, но и будет способствовать воспитанию патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое у юного поколения, внесет вклад в сохранение исторической памяти великого подвига белорусского народа.

По словам составителей, на новый культурно-исторический проект уже подписано около сотни человек, причем в их числе не только бобруйчане.

В этом году, наш город Бобруйск будет отмечать 635-ю годовщину.

На перечень

Встреча с представителями из Минска.

Встреча с представителями из Минска состоялась в здании центра туризма по адресу 50 лет Октября 19. Гости из Минска приехали и разместились в здании гостиницы Бобруйск.  После поселения в соответствии с планом программы проведения очередной встречи все отправились на автобусно-пешеходную экскурсию по городу Бобруйску. В программе экскурсии было посещение исторических и памятных мест города. 

Программа круглого стола
«Поиск длиною в жизнь»
21 августа 2021 г.

Беседа у выставки «Сокровища домашнего архива» (Петрова А.Н.)     15 мин.
Презентация «Истоки» - генеалогическое общество в Бобруйске»   (руководитель общества «Истоки»  Калюта С.В.)    15 мин.
Презентация историко-генеалогического вестника «Родословъ» (координатор-консультант общества «Истоки» Климович А.И.) 5 мин.
Темы выступлений гостей круглого стола (Минск).
 - «Волонтёрское движение по индексации фондов Национального исторического архива Беларуси» (организатор движения Коровченко Е.В.) 15 мин.
 - «Несекретные материалы Национального архива Республики Беларусь» (ведущий научный сотрудник НАРБ Агеенко Татьяна)   15 мин.
 - «Максим Богданович и все-все-все» (ведущий научный сотрудник Литературного музея Максима Богдановича Ирина Мышковец)    15 мин.
 - «Таямніцы Дуніна-Марцінкевіча (историк, архивист  Дрозд Д.)   15 мин.
Презентация «Лёс сям’і ў дваццатым стагоддзі» (педагог дополнительного образования Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодёжи г. Бобруйска Добровольская Л.Н.)       15 мин.
Обмен мнениями, дискуссии.  45 мин. Заседание прошло в дружественной обстановке, делились опытом поиска информации и работы в архивах с материалами.

Ниже приводится краткая информация по проведенной экскурсии в виде фото отчета.

После приезда и поселения в гостинице Бобруйск.

Далее отправились на экскурсию где пешком, где на автобусе.

Это наша группа перед зданием костела Девы Марии. Год строительства 1901-1903 годы. Значительная часть этого храма сохраниласъ до нашего времени. Часть этого храма была разрушена и к храму пристроили здание.

Далее отправились в краеведческий музей. Ниже фото из краеведческого музея: 

Панорама крепости в музее.

Это мы на площади Победы. А это у памятника.

Это в крепости.

По этой лестнице поднимались на верхние этажи здания.

Ниже несколько фото сделаны во время работы нашего общества.

Открытие и начало работы и рабочие моменты.

.

Сокровища домашних архивов

Такое кратенькое сообщение о встрече. Ещё к этой встрече у нас получилось издать очередной номер нашего вестника РОДОСЛОВА. Все запланированные доклады выслушаны внимательно и в конце встречи произошел обмен мнений и опытом работы с архивами.

На перечень

Оборона Минска (Часть 2)

Атаманов Б.Е.

В предыдущем номере вестника «РОДОСЛОВЪ» мною было расположено повествование про оборону города Минска в первые дни войны основанное на воспоминаниях жителей деревни Захаричи и Гуры, которые  находятся под Заславлем. В настоящее время Гуры вошли в городскую черту Заславля. С жителями  этих деревень я познакомился во время проведения отдыха в деревне Захаричи. Спустя некоторое время решил уточнить сведения, которые рассказали жители деревнь Захаричи и Гуры.

Первое  что решил сделать, так это посетил мемориальный комплекс «Линия Сталина». Вот что удалось уточнить: - С 1928 года от Карелии до Черного моря усиливали границы Советского Союза – создавалась так называемая ли­ния Сталина, - рассказал главный хранитель фондов историко-культурного музея-заповедника   «Заславль» Александр Рак, - Линия состоя­ла из отдельных укрепрайонов (УРов). Их основой ста­ли подземные  долговременные огневые точки (ДОТы), предназначенные для размещения гарнизона, установки орудий и ведения боевых дей­ствий. На территории Белару­си располагались Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырский УРы. Минский охватывал 140 км границы, в котором нахо­дилось 326 огневых точек. А на подступах к  столице огневых точек насчи­тывалось 80, из числа которых 30 - в районе Заславля.

В 1939 году границу перенесли на запад, произошло объединение с западной  Беларусью. УРы оказались внутри страны и вроде как не нужны. Поэтому их частично демонти­ровали. Тем не менее в первые дни воины, когда на Минск двину­лись три фашистские танковые дивизии, и подступы к столице на том участке обороняла одна пехотная дивизия Красной армии, вспомнили и о ДОТах.

Поиски информации про оборону города Минска продолжил в архивах и литературных источниках. Вот что дополнительно к ранее найденной информации удалось уточнить…

Впервые дни Великой Отечественной войны шли жестокие бои по всей линии советско-германского фронта.

В удар по советским войскам Германия вложила основную мощь вермахта, развернув против Советского Союза в первом эшелоне 77% своих пехотных дивизий, 90% танковых, 94% моторизованных дивизий и 100% самолетов, оставив в резерве до 12% имевшихся сил и средств.

В группировке советских войск 43% дивизий были включены в состав армий первого эшелона (против 77% у противника), 25% входило в состав вторых эшелонов округов (фронтов) и 32% составляли резерв Главного Командования.

Обе стороны задействовали главные силы, но у советского командования они были развернуты не своевременно и оперативно-стратегическое взаимодействие сил было нарушено, что позволяло противнику громить ее по частям. Сильные огневые удары, которые нанес вермахт впервые часы войны, привели к большим людским потерям, а также потерям техники и вооружения в противостоящих частях Красной Армии.

Налеты немецкой авиации на штабы и узлы связи, действия вражеских диверсантов нарушили управление войсками. Все это дало возможность немецким войскам на многих участках быстро преодолеть сопротивление передовых частей Красной Армии и  устремиться вперед.

 Ожесточенные бои завязались на Западном фронте (командующий - генерал армии Д.Г.Павлов), который прикрывал территорию Беларуси. В его состав входили 3-я армия генерал-лейтенанта В.И.Кузнецова, 10-я армия под командованием генерал-майора К.Д. Голубева, 4-я армия А.А.Коробкова, 13-я армия генерал-лейтенанта П.М.Филатова.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года передовые танковые части противника заняли Кобрин и продвинулись вглубь территории Беларуси до 60 км. К исходу первого дня войны обозначилась угроза глубокого охвата танковыми соединениями противника обоих флангов Западного фронта. На направлении главного удара группы армий "Центр" оказалась столица Беларуси город Минск. Согласно плану "Барбаросса" перед немецкими войсками стояла задача силами двух ударных группировок с северо-запада и юго-запада стремительно наступать по сходящимся направлениям на столицу Беларуси, чтобы окружить и уничтожить советские войска между Минском и Белостоком.

Особенно пострадал Минск от налетов 24 июня. Город был полностью разрушен, выведены из строя водопровод, электросеть, повреждены подъездные железнодорожные пути, уничтожена часть подвижного состава.

 

Аэрофотосъема горящего Минска после налетов Люфтваффе 24-25 июня 1941 г.  Фото из архива БЕЛТА.

Аэрофотосъемка горящего Минска после налетов люфтваффе. 24-25 июня 1941 года. Фото из архива БЕЛТА.

В этих сложных условиях в городе проходила эвакуация, райвоенкоматы проводили мобилизацию в Красную Армию. В результате в войска было направлено почти 27 тыс. человек рядового и командного состава, передано более 700 автомашин и тракторов, около 20 тыс. лошадей.

В ряды защитников города вливались минчане-добровольцы. Из числа

призванных был сформирован 1-й Минский запасной полк численностью около 10 тыс. человек. Истребительные отряды и боевые рабочие дружины были созданы во всех районах столицы. Жители Дзержинска, Заславля участвовали в строительстве оборонительных сооружений, подвозили боеприпасы, снабжали продовольствием.

Бои за Минск завязались 25 июня, когда части 3-й и 2-й немецких танковых групп прорвались к ближайшим подступам к городу. К концу следующего дня они переросли в ожесточенное сражение. Оборона Минска велась с 25 по 28 июня войсками 44-го (комдив  В.А.Юшкевич) и 2-го (генерал-майор А.Н.Ермаков) стрелковых корпусов 13-й армии Западного фронта.

На западе от Минска оборонительный рубеж проходил в полосе практически полностью разукомплектованных оборонительных сооружений Минского укрепрайона по линии Стайки - Заславль - Красное - Дзержинск - Кукшевичи. На правом фланге участок протяженностью около 50 км занимала 64-я стрелковая дивизия (полковник С.И.Иовлев) с 49-м корпусным артполком (полковник А.В.Мельников), на левом - около 40 км - 108-я стрелковая дивизия (генерал-майор А.И.Мавричев) 44-го стрелкового корпуса. С юга на стыке Минского и Слуцкого укрепрайонов находился 20-й механизированный корпус (генерал-майор А.Г.Никитин). С севера Минск прикрывал 2-й стрелковый корпус. В его состав вошли 100-я (генерал-майор И.Н.Русиянов) и 161-я стрелковые дивизии (полковник А.И.Михайлов): 100-я дивизия с начала войны выполняла спецзадание штаба Западного фронта по охране Минска, 161-я находилась в резерве. Утром 26 июня в район железнодорожной станции Ждановичи из района Молодечно вышел штаб 13-й армии. 27 июня командующий 13-й армией генерал-лейтенант Филатов подчинил себе войска 44-го и 2-го стрелковых корпусов и возглавил оборону Минска. На четыре советские стрелковые дивизии наступали две танковые и одна моторизованная дивизия 3-й немецкой танковой группы.

25 июня начались бои в Минском укрепрайоне на участке Рогово-Заславль-Красное. Передовые части 3-й немецкой танковой группы, которые

наступали в этом направлении, были задержаны, отбиты все атаки, которые они вели в течение дня. К концу дня сводный отряд разведчиков 64-й и 108-й стрелковых дивизий (майор Я.В.Чумаков) в лесу возле деревни Шелухи на запад от Радошковичей разгромили оперативную группу штаба немецкого механизированного корпуса, был убит генерал, захвачены ценные особо секретные оперативные документы - планы группы армий "Центр", пленные.

На рассвете 26 июня фашистская авиация нанесла массированный удар по боевым порядкам 64-й стрелковой дивизии 44-го стрелкового корпуса, затем последовала артиллерийская подготовка. Вслед за этим на советские позиции двинулись танки. Попытка врага с ходу прорвать оборону 64-й стрелковой дивизии провалилась. Особенно напряженные бои  развернулись 26-27 июня в районах Дзержинска, Заславля, Старого Села, Ошнарова, Рогова. Враг бросил в бой крупные силы танков и мотопехоты против подразделений 64-й дивизии. Многие населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. Встретив упорное сопротивление советских войск в центре, гитлеровцы повернули ударные силы в обход Минска, на Острошицкий Городок, намереваясь прорваться с северо-востока. На их пути встали части 100-й и 161-й стрелковых дивизий 2-го стрелкового корпуса. 100-я дивизия занимала оборону на рубеже Острошицкий Городок - Караси. Отбивая многочисленные атаки, 100-я дивизия при поддержке 161-й стрелковой дивизии 27 июня перешла в наступление и 28 июня командир 2-го стрелкового корпуса Ермаков, чтобы не попасть в окружение, отдал приказ отойти за реку Волма и занять оборону на фронте Волма - Смыков - Остров. Возле деревни Казеково в тяжелом бою воины 30-го стрелкового полка 64-й дивизии задержали продвижение танковых частей противника.

Немецкие танки обошли этот очаг сопротивления и прорвались к  Острошицкому Городку. В небе над Минском мужественно сражались

советские летчики. 26 июня 1941 экипаж капитана Н.Ф.Гастелло принял решение направить свой подбитый самолет на скопления вражеской

техники. За время оборонительных боев в Беларуси этот подвиг повторили многие советские летчики. Силы были неравные. Мужественно оборонявшиеся войска 13-й армии не смогли удержать столицу Беларуси. Во второй половине 28 июня фашистские танки, прорвав оборону вошли в Минск. Но обескровленные тяжелыми боями подразделения 64-й и 108-й стрелковых дивизий продолжали бои на улицах города в полном окружении, и только по приказу командующего 3-й армии генерал-лейтенанта Кузнецова, который вышел с группой командиров штаба в расположение 108-й стрелковой дивизии, в ночь на 2 июля прорвали кольцо окружения в юго-восточном направлении. В ходе боев под Минском немецкие генералы Гудариан и Гот понесли большие потери в боевой технике и живой силе. Только танков было сожжено более 100 и более 200 подбито. Значительные потери, понесенные немецко-фашистскими войсками в боях под Минском, сказались на темпах их продвижения к Днепру. Оборонительные бои за белорусскую столицу задержали крупные силы врага на четверо суток, приковав к себе значительную часть группировки "Центр", чем во многом способствовали срыву гитлеровского плана "молниеносной войны".

Трем дивизиям, защищавшим белорусскую столицу, в числе первых присвоены почетные звания гвардейских: 100-я стала 1-й гвардейской,

161-я - 4-й гвардейской, 64-я -7-й гвардейской.

В настоящее время в ДОТе №115. расположен музей. Посещение комплекса «Линия Сталина» впечатлило меня сооружениями, которые были построены…

В музее Заславля хра­нится каска неизвестно­го красноармейца, обо­ронявшего подступы к столице. Ее нашли воз­ле одного из Заславских ДОТов. В двух местах она пробита пулями.

 

Ссылки:

1. Татьяна Мишанина, Артём Галустян. «День, когда началась война». Хроника 22 июня 1941 года и воспоминания очевидцев войны — в спецпроекте «Ъ» (фото и видеоматериалы). (http://kommersant.ru/projects/june22) информационный

центр ИД «Коммерсантъ» // kommersant.ru

2. Минск - Великая Отечественная война, 1941—1945 (https://archive.is/NCQLc) : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 447-448. — 500 000 экз.

3. Война обрушилась на Минск бомбардировками. (https://web.archive.org/we

b/20060511204652/http://www.belarus.net/minsk_ev/97/russia/n6/voyna20.htm)

// belarus.net

На перечень                              

Где мой причал… Из истории речного порта Бобруйска

    К. Василевский

  Историей Бобруйска давно интересуюсь, потому что родился в этом лучшем для меня городе мира. Не преувеличиваю — побывал много где, но нигде себя так душевно спокойно и хорошо не чувствую. Малая родина, как говорят.

Я и родился-то в Бобруйске благодаря одному событию, которое мой дед в своих воспоминаниях описывает так: «15 января 1945 года я был назначен начальником отряда №3 Верхнедвинского военно-восстановительного управления. Я выехал в Бобруйск, принял пристань от Розенбаума Исака Марковича, который был старшим диспетчером и замначальника пристани». Вот так мой дед Василевский Константин Григорьевич, уроженец села Осово под Бобруйском, стал в 30 лет начальником Бобруйской пристани и c этой должности, проработав еще 30 лет, ушел на пенсию в 1975 году.

Пристань до революции

До постройки крепости в 1810 году в Бобруйске пристань была незначительна. Даже мост был только наплавной. Крупной считалась пристань Паричей. Но с постройкой крепости ситуация изменилась. Бобруйская пристань вышла на второе место по значимости после Борисовской. К 1913 году на территории пристани было два небольших причальных мостика, принадлежавших разным хозяевам (один купцу Соловьеву, второй купцу Гинсбургу), им же принадлежали построенные ими два грузовых склада, а также флот. Из самоходного флота было шесть грузопассажирских пароходов мощностью 35-40 лошадиных сил, пассажировместимостью до 100 человек и грузоподъемностью 15-20 тонн каждый. Три парохода работали на грузопассажирской линии Бобруйск-Борисов и три на линии Бобруйск - Лоев.

Работать на реке приходилось много, так как команда любого из пароходов была минимальна: капитан и механик с помощниками, два матроса и два кочегара. Матросам, кочегарам и помощникам приходилось самим заготавливать дрова для топок пароходов, грузить и выгружать грузы в свободное от вахты время и после 12 часов стоять на вахте на палубе или в машинно-котельном отделении. В результате этого рабочий день начинался с 4 часов утра и заканчивался к 10 часам вечера, т.е. продолжался с малым перерывом 16-17 часов в сутки.

Капитан и механик получали в месяц 45-50 рублей, помощник капитана или механика 25-28 рублей, матрос 15-18 рублей и кочегар 20-22 рубля. Труд плотогонов и грузчиков был тяжелым и малооплачиваемым. За 2,5-3 рубля в неделю приходилось работать от зари до зари. Кроме того, приказчики лесопромышленников всячески старались обмануть рабочих, обвешивали и обсчитывали их, отпускали некачественные продукты. Естественно, низкая зарплата, тяжелый труд вызывали недовольство, и часто дело доходило до забастовок. Об одной из таких забастовок писал в своем донесении в департамент полиции начальник Минского губернского жандармского управления 12 мая 1908 года: «7-го сего мая прибывшие в Бобруйск на реке Березине на плотах с лесом купцов — бобруйского Шлиомы Кагана и речицкого Залмана Рогинского — рабочие в числе 140 человек забастовали, требуя к условленной плате по 50 копеек в неделю. Этой забастовкой было приостановлено судоходство, почему начальник судоходной дистанции инженер Васильев приступил к увещеванию рабочих прекратить забастовку, предложил хозяевам плотов прибавить по 25 копеек в неделю каждому рабочему. На этих условиях соглашение состоялось, но зачинщики забастовки крестьяне деревни Малые Немки Столбинской волости Гомельского уезда Кирилл Макаренко, Родион Макаренко, Савва Макаренко, Феофизант Гамжуров, Андрей Барабанов, Андрей Киреев и Алексей Горбачев стали вести себя вызывающе дерзко и подстрекали остальных рабочих продолжать забастовку до удовлетворения требований полностью. Вследствие сего названные 7 человек по распоряжению Бобруйского полицмейстера были задержаны и заключены под стражу при Бобруйском городском полицейском управлении. Когда же посланные помощником пристава города Бобруйска Авсюкевичем и инженером Васильевым городовые прибыли на плоты, чтобы забрать вещи арестованных, то все рабочие заявили, что они будут бастовать до освобождения арестованных товарищей, что возвратившиеся с плотов городовые и доложили Авсюкевичу и Васильеву. В это время подведомственные мне вахмистр Михаил Боричевский и унтер-офицер Мозалевский отправились на лодке на плоты и начали увещевать рабочих прекратить беспорядки, разъяснив им, что при дальнейшем упорстве их властями будет применена сила. При этом выслушали жалобы рабочих на обман их приказчиками лесоторговцев при отпуске продуктов, взвешиваемых на неправильных весах, и доложили эти жалобы инженеру Васильеву. Разъяснения Боричевского и Мозалевского возымели должные действия, и рабочие приступили к работе 8 мая в 2.30 дня. После чего судоходство возобновилось. Инженером же Васильевым и помощником пристава Авсюкевичем осмотрены весы на плотах и сделаны распоряжения о покупке хозяевами новых клейменых весов».

Еще один документ о забастовке рабочих-грузчиков на пристани Бобруйск 20 мая 1913 года: «В департамент полиции бобруйский полицмейстер донес, что двадцатого сего мая на пристани реки Березины у грузоотправителя Мазина на экономической почве забастовали рабочие грузчики лесных материалов в числе до 60 человек. Забастовка эта 22 мая прекратилась ввиду удовлетворения грузоотправителем претензий рабочих.

Об изложенном уведомляю департамент полиции, присовокупляя, что более подробные сведения по поводу означенной забастовки, будут доставлены дополнительно».

Что принес 1917-й?

В революционном 1917 году речники Березины организовали «Березинский профессиональный союз работников плавсостава», который руководил борьбой речников с судовладельцами за свои права. В комитет профсоюза входили Михайловский К.И., 1-й помощник механика парохода «Березина», Мильтов Василий, 1-й помощник механика парохода «Судьба», Васильев Н.У., механик этого же парохода и другие. Под руководством профсоюза в конце 1917 года забастовали помощники капитанов и механиков всех пароходов, требуя от судовладельцев повышения заработной платы и упорядочения рабочего времени. Забастовка продолжалась около двух месяцев и своей цели бастующие добились полностью. Однако комитет вскоре был разогнан польскими легионерами, занявшими Бобруйск.

Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 30 января 1918 года, подписанному В.И.Лениным, все судоходные предприятия со всем движимым и недвижимым имуществом были объявлены национальной собственностью Советской республики. С 18 февраля 1918 года флот Березины был национализирован и передан организовавшемуся «Главному управлению водного транспорта Северо-Западной области» с центром в Смоленске. В Бобруйске пристань перешла от купцов-судовладельцев к трудколлективу «Красный водник», куда входили рабочие-водники и мелкие судовладельцы, поддерживавшие советскую власть.

В 1925 году «Главное управление водного транспорта Северо-Западной области» было упразднено и все его хозяйственные предприятия, подразделения и флот были переданы «Государственному Днепровскому речному пароходству» с центром в Киеве. В связи с передачей пристани Бобруйск, а также флота трудколлектив «Красный водник» был распущен и создано «Агентство Днепровского речного пароходства», первым начальником которого был Гуревич Марк Львович, а политическим руководителем Осокин Павел Афанасьевич.

Только начиная с 1924 года, флот Березины стал пополняться, и уже к 1935 году появилось шесть новых грузопассажирских пароходов пассажировместимостью 300 человек и грузоподъемностью 30-40 тонн каждый. В этот же период впервые на Березине появились три буксирных парохода мощностью 75-90 лошадиных сил каждый. В 1925-26 годах на пристани Бобруйск была построена ветка железной дороги для перевалки грузов с воды на железную дорогу и обратно, а также деревянная эстакада со шпунтовым рядом для укрепления естественного берега.

В 1930 году Бобруйское агентство было переименовано в «Пристань Бобруйск» с самостоятельным балансом и приписным флотом. Грузооборот пристани в то время составлял 180-200 тысяч тонн в год. Буксирный и пассажирский флот был исключительно паровым, несамоходный флот — деревянным.

Как и на всех предприятиях Советского Союза, на пристани Бобруйск в 1936 году началось массовое движение за стахановский труд по почину донецкого шахтера А.Стаханова. Зачинателем этого движения на Бобруйском участке был экипаж пассажирского парохода «КП(б)Б» (капитан Налей, механик Михайловский). Почин этого коллектива подхватили экипажи пароходов «Славный», «Желанный» и другие.

С 1937 года флот пристани начал пополняться буксирными винтовыми и колесными газоходами. На Бобруйском судоремонтном заводе по плану должно было быть построено 50 таких газоходов, в том числе 30 колесных и 20 винтовых, мощностью 50-70 л. с. каждый. С вступлением в строй буксирных газоходов появилась возможность все плоты буксировать за тягой и самосплав леса прекратить.

Фарватерами войны

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не дала осуществить все планы до конца. Быстрое наступление фашистских войск в первые дни войны заставило речников принимать срочные меры, чтобы флот не достался врагу. Из воспоминаний деда о начале войны в Паричах: «22 июня в Паричах шел партактив. Прервали партактив, и секретарь райкома сказал, что началась война, и потребовал, чтобы затемнили окна, соблюдали маскировку и работали нормально. В 21.30 Паричи бомбили немецкие самолеты. Бомба упала в 20 метрах от пристани в воду. Волной выбило окна, двери и облило водой здание пристани. На местечко упало несколько бомб в разных районах, были жертвы. Моя жена с ребенком легли на пол и лежали на полу, пока я не пришел. Один дом раскидало полностью и двое детей выбросило на 10 метров на песок, и они остались живы. Но утром была нормальная работа, паники в районе не было… Основная масса военнообязанных речников ушла на фронт, чтобы с оружием в руках защищать завоевания советской власти. В их числе были Азаренок В.С., Жаров А.П., Пинчук и другие. Часть речников — начальник пристани Бобруйск Романьков М.А, начальник пристани Паричи Василевский К.Г., линейный механик Царик В.Е., старший диспетчер Розенбаум Д.Н., председатель пристанского комитета профсоюза Сорока, секретарь парторганизации Белохвостов, бухгалтер Чарная, экономист Гринкевич, капитаны Чубарев, Гуревич, Горелик, Гладков и другие — были эвакуированы вместе с частью флота в пределы Днепровского речного пароходства, а после в Поволжье и далее на Урал.

Из тех речников, которые по каким-либо причинам, не зависящим от них, остались на оккупированной врагом территории, часть ушла в партизаны, чтобы громить врага в его тылу. Среди них были приемо-сдатчик Царик Я.Е., капитаны Волков В.Е., Викторчик Г.Н. и другие. Некоторые из речников были призваны в ряды действующей армии из советского тыла, в их числе были секретарь парторганизации пристани Белохвостов, начальник пристани Бобруйск Романьков, диспетчер погрузочно-разгрузочных работ Пинчук. Начальник пристани Паричи Василевский был по заданию ЦК КП(б)Б направлен в тыл врага в составе спецгруппы.

За участие в Великой Отечественной войне большая группа речников пристани награждена орденами и медалями Советского Союза, в том числе капитаны теплоходов Азаренок В.С., Волков З.Е., Викторчик Г.Н., Ипатенко Е.И, Аскерко Л.В., Масловский И.С, начальник пристани Василевский К.Г., механики Васьков И.С., Жирков П.Г; шкиперы рейда Рыжков И.С., Бондаренко С.И., начальник НТО Кузнецов П.В., диспетчеры Зверев И.И., Яковлев Ф.Г., групповой механик Сергеев В.Л., начальник товарной конторы Рубинштейн Ф.Л.

Многие из речников пристани погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины, в их числе бывший начальник пристани Бобруйск Вежевич, помощник капитана парохода «Каманин» Медведь, капитан парохода Одноочко, секретарь парторганизации пристани Белохвостов и другие.

Благодаря мощным ударам Советской Армии в 1944      году, в июне, был освобожден Бобруйск. Возвратившиеся речники застали пристанское хозяйство и флот разрушенным, складские и служебные помещения, деревянную эстакаду сожженными, подъездные железнодорожные пути взорванными, флот и плавучие средства механизации полностью затопленными.

Летом 1944 года была организована группа из опытных речников с целью розыска затопленного флота. В нее вошли Романьков М.А., Царик З.Е., Чубарев П.С. Начиная с верховьев Березины, от местечка Березино-Липское и до Шатилок (ныне город Светлогорск) было обнаружено, по неточным данным, 6 пароходов, 8 газоходов и катеров и около 30 деревянных барж. Часть флота была получена с нижнего Днепра в порядке помощи с Украины.

На перекатах мирных навигаций

Деда назначили начальником пристани Бобруйск, когда война уже заканчивалась, в январе 1945 года.

«Облисполком выделил сгоревшие коробки домов — 8 штук по ул. Социалистической между улицами К.Маркса и Комсомольской и 3 коробки по ул.Бахарова. Отряд эти дома восстановил, заселил своими рабочими. Там же разместили КГБ, милицию, поликлинику. Начали строить общежитие на пустыре для пристани. Затем начали восстанавливать трехэтажный дом на ул. К. Маркса, а позже построили три дома двухэтажных, деревянных, восьмиквартирных по ул. Дзержинского у развилки улиц возле станции Березина и пристани». После войны военные существенно помогали восстановлению города и порта: «Начиная с 1945 года пристань имела хорошие деловые отношения с военными, они помогали лесом, фанерой, металлом и многим другим. Маршал Тимошенко, по окончании войны командующий 2-м Белорусским фронтом, приезжал в Бобруйск и очень много помогал городу транспортом, людьми и многим другим. Его разъездной катер стоял на пристани, сам он жил в Киселевичах. Бобруйчане его хорошо знали и были благодарны за помощь».

Однако встречались тогда и подводные камни. Открытие навигации 1945 года, например, началось с ЧП: «С вечера сформировали воз из баржей, капитан — Шинкевич Герасим Макарович. В 6 часов утра шкипер баржи Шоров хотел взять на борт женщину с ребенком, вез ее на лодке и опрокинулся, правда, женщину с ребенком спасли. И она на барже доехала до Паричей. Когда теплоход повел воз баржей под железнодорожный мост, то охрана моста начала кричать, чтобы привалили к берегу, но Шинкевич уже не мог остановить воз, а охранник моста выстрелил по теплоходу, пробил обшивку, но жертв не было. Мне все это стоило много нервов и переживаний. Я утром позвонил первому секретарю обкома Баранову Федору Алексеевичу. Он приехал на пристань, ознакомился с обстановкой и мы с ним поехали к начальнику охраны моста, но его на месте не было, его заместитель вел себя агрессивно. Баранов позвонил в Жлобин начальнику охраны отделения ж.д. и потребовал его приезда в Бобруйск, что он немедленно выполнил. Начальника охраны моста понизили в должности. Больше по теплоходам никогда не стреляли».

Да уж!!! Были и другие проблемы.

«Когда я прибыл на пристань, не было ни грамма топлива — ни бензина, ни солярки, ни смазочных материалов. Первое время выручал полковник Жидович Станислав. Его часть была в Осиповичах. Он прислал бензовоз с бензином и соляркой, бензовоз автола и две бочки солидола, получили вагоны с углем. И к открытию навигации 1945 года было запасено достаточно топлива для флота: уголь, чурки, бензин, солярка».

И в то же самое время: «Начиная с 1945 года пристань оказывала помощь колхозам и совхозам Бобруйского, Глусского, Осиповичского, Паричского районов горюче-смазочными и другими материалами. Особенно ценились смоляные канаты — концы по 5-10 метров, которые у нас не применялись. Колхозы перевивали эти канаты на веревки, вожжи, постромки и другие им необходимые изделия. В то время это была большая помощь сельскому хозяйству, ибо это давалось бесплатно, а колхозы были очень бедны после войны и только начинали развиваться. Особые отношения были с колхозом, где председателем был Орловский Кирилл Прокопович. В то время колхоз только формировался, и никакой славы о колхозе и его председателе не было (в последующем колхоз-миллионер, самое передовое хозяйство БССР, а возможно, и СССР). Его представитель попросил у меня веревок и тросов. Отпустили то количество, которое он просил, бесплатно. Он доложил об этом Орловскому, а тот сказал сделать мне подарок. Сельчанин привез, а я его выгнал из кабинета, заявив, что больше им ничего не дам. Через день приехал сам Орловский и извинился. Мы стали друзьями до конца его жизни».

Так начиналась послевоенная жизнь в городе. «Были созданы бригады, которые поднимали затонувшие теплоходы, баржи, пароходы, доставляли к Бобруйску и ремонтировали. С Лепельского канала пригнали две 150-тонные баржи, мы привели их в порядок и начали возить на них грузы. Подняли несколько газоходов, два буксирных парохода, затонувший пароход «Янка Купала» (назывался до войны «Желанный» и «Славный», до 1941-го «Ворошилов», до подрыва в 1943 году при немцах — «Бобруйск»). Пароход посетила жена Янки Купалы Владислава Францевна. Она вручила команде парохода портрет Янки Купалы с дарственной надписью и библиотеку. Три парохода немцы строили на судоремзаводе и не успели. Эти пароходы были закончены и пристань получила три новых красавца. Назвали их «Иртыш», «Чапаев», «Чкалов». На пристани были и пассажирские пароходы: «Краснофлотец», «Советская Белоруссия», «Пролетарий». На линии Бобруйск-Борисов ходили пароходы «Янка Купала», «Дон», «Березина». Пассажиров в то время было очень много и всех забрать не могли».

Словом, жизнь налаживалась. «В 1945-м было принято решение построить контору пристани. Я начертил проект, и строители по этому проекту построили деревянное здание, облицованное вагонкой. Здание стояло на высоте и имело очень красивый вид и удобные комнаты для размещения служб управления. Со здания был очень хороший обзор территории и улицы. Под зданием со стороны территории был подвал, где размещалась котельная для водяного отопления, обогревавшего контору и здание связи. Стояли котлы «Универсал» очень экономные, а после реконструкции здание подключили к центральному отоплению. В котельной была установка газированной воды. Кран вывели во двор, и любой мог пить газированную воду в любом количестве. При входе в контору стояли бетонные вазоны и росли цветы. Тут же посажены с обеих сторон серебристые ели…».

Взаимовыручка предприятий в тех сложнейших условиях помогала быстрее восстанавливать промышленность и сельское хозяйство: «В Бобруйске с 1945 года руководители нередко в порядке личной дружбы оказывали взаимную помощь в работе предприятий. Лидерами в этом были директора лесокомбината сначала Васильев, а затем сменивший его Санчуковский А.А., кирпичного завода Эпштейн В.Я., завода РТИ Шведов и Химаныч, машиностроительного имени Ленина Захаров и Югов, горкоммунхоза и горводоканала Чайка, а впоследствии Бузак, межрайторга Михалков О.К., строительного треста Литвинко А.Н., треста столовых и ресторанов Перик А.И., обувной фабрики Середа, весового завода Захаров и Бодиловский Н.В. и многие другие. Эти начинания в тех нелегких условиях правильно оценили и поддержали глава городской партийной организации Зинин Петр Иванович, Федорова Алла, Лукошко, Литовченко, председатели горисполкома Рязанцев Николай Семенович, Тимончик Иван Викторович, Толстокоров Виктор…».

Уже в 1945 году пристань Бобруйск перевезла 98 тысяч тонн грузов. Доставляли зерно в четырех хлебных баржах, удобрения для приберезинских колхозов, картофель из них, плоты для лесокомбината, дрова для города. Грузы срочной доставки возили на пассажирских судах и в самоходах. Четыре самоходки транспортировали грузы в Киев, Гомель, Брест, Пинск, Могилев, Мозырь и другие пункты Украины и Белоруссии…

Мне кажется, труд людей тех лет заслуживает как минимум уважения. При полном бытовом неустройстве, недостатке продовольствия, при мизерной оплате — просто самоотверженный труд! Об условиях жизни говорит один небольшой эпизод из воспоминаний деда: «В 1945-47 годах на пристань прислали много выпускников ФЗУ- подростков, которые свои карточки на продукты на месяц «съедали» за несколько дней, а затем жили впроголодь. Мы обратились в исполком к  Ждановичу Андрею Фомичу, попросили помощь. Нам выделили 15 тонн круп, мы поддержали в трудную минуту ребят, и это спасало их, ибо они готовили обеды на судах».

Полный вперед и без остановок

В 1953 году пристань перевезла уже 420 тысяч тонн грузов. Основными среди них были лес, дрова, хлеб, удобрения, картофель, механизмы, гравий, песок, другие строительные материалы и прочее. К тому времени пристань стала хорошо оснащенным механизацией и транспортом предприятием. Она доставляла все необходимое в первую очередь, лесокомбинату, заводу имени Ленина, весовому заводу, КЭЧ, гортопу, стройтресту, ДСР, тарному заводу и многим другим. Пассажирский флот обслуживал пассажирские линии Бобруйск-Лоев, Бобруйск-Борисов. Ежедневно возили школьников и коллективы предприятий на маевки с буфетами и музыкой в чудесные места на Березине.

С 1958 года буксирный флот пристани начал пополнятся новыми водометными теплоходами проекта «861» мощностью 80 лошадиных сил постройки Гомельского судоремонтно-судостроительного завода. Таких теплоходов пристань Бобруйск получила 9 единиц. Объемы увеличивались — потребовалась реконструкция. По тем временам грандиозная. С окончанием работ по реконструкции в 1967 году пристань Бобруйск превратилась в оснащенное новой техникой предприятие речного транспорта Верхне-Двинского речного пароходства. После реконструкции уже порт, а не пристань,  увеличил перевозку грузов на 34,5 и погрузработы на 34,9 процента. Именно с тех пор видишь, когда подъезжаешь к Бобруйску со стороны Титовки, слева не совсем сухопутный пейзаж с портовыми кранами над горами песка. Мы с другом втихаря от деда иногда забирались на самый верх этих гор и скользили, а то и катились вниз. Потом на нас можно было высаживать клумбу. Бабуля причитала, пытаясь вымыть песок из волос. Труд речников порта Бобруйск был по достоинству оценен правительством СССР. В 1953 году 62 работника пристани были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 5 человек получили ордена Ленина: шкипер наливной баржи Дроздов Терентий, капитан Чубарев Петр Сергеевич, групповой механик Царик Василий Емельянович, инспектор Гуревич Яков Львович, пенсионер Романьков Михаил Андреевич. Остальные награждены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и другими. Это подняло авторитет порта в городе.

В апреле 1971 года порт был награжден Советом Министров СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС Юбилейным почетным знаком. Порт неоднократно награждался переходными знаменами ЦК КПБ и Совмина БССР, а также обкома и горкома КПБ. В 1974 году порт перевез 1 257 000 тонн грузов…

Поразительно, что писавший воспоминания в 1990-х в свои 80 лет, дед помнил практически всех своих сотрудников и перечислил их в завершении своих воспоминаний. Его очень многие знали в городе и относились к нему с уважением. А по реке днем и ночью все так же ходили пароходы с грузами и пассажирами. И сейчас я ностальгически вспоминаю, как ночью сквозь сон, в палатке, слышал глухой звук дизеля проходящего буксира. Как в сумерках загорались огни на бакенах… Самое ужасное, что дед дожил до перестроечной разрухи, которая вместе с развитием автотранспорта и дорог добили основное детище его трудовой жизни. Он очень переживал, глядя, как порт все более и более сбавлял обороты. Летом 2009 года, когда его уже не было в живых, по иронии судьбы на моих глазах разрушили здание конторы, которую дед сам проектировал, строил и провел там огромное количество времени. Я хотел побывать в его кабинете, где бывал часто в детстве, а подъехав, увидел уже только стены, которые ломали рабочие.

Все, что написано выше, взято из оставшихся от деда «Воспоминаний» и книги «Пристань Бобруйск».

Статья опубликована в Родослове №4.

На перечень

Реклама:

Создайте себе сайт бесплатно!
Создайте себе сайт бесплатно!
Объявление на For.ru:
marshbeton.ru
Лестницы бетонные санкт-петербург

marshbeton.ru
Лестницы бетонные любой сложности, сотрудничество с застройиками

Полезные ссылки в ИНТЕРНЕТЕ.

По этим ссылкам Вы сможете попробовать поискать информацию о своих родственниках...

Бессмертный полк - http://www.moypolk.ru

Архив МИНОБОРОНЫ РФ - archive.mil.ru;

Электронный банк документов о награжденных в период ВОВ - www.podvignaroda.ru.

Новый сайт Министерства обороны РФ Памяти героев Великой Войны 1914—1918.

Списки лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную думу, 1906, 1907, 1912 гг. Лидский уезд ​

Реклама:
Создайте себе сайт бесплатно!
Создайте себе сайт бесплатно!
Реклама от FOR.ru:
Создайте свой Интернет - магазин

for.ru/create/shop/
И размещайте здесь свою рекламу бесплатно.

for.ru/create/shop/
 
Создайте себе сайт с помощью конструктора

for.ru/create/site/
И размещайте тут свою рекламу бесплатно.

for.ru/create/site/
 
Постельное белье по низким ценам

home-postel.ru
Шикарное постельное белье, низкие цены, отличное качество, богатый выбор расцветок

home-postel.ru
 
Пожаловаться на сайт